Что такое комплексная защита интеллектуальной собственности?
Защита интеллектуальной собственности – важная часть заботы о своем бизнесе и сохранении прибыли от него. Разберемся, почему этому моменту стоит уделить внимание прямо на старте нового предприятия. Обозначим, что именно можно защитить и как это сделать.
Защита интеллектуальной собственности – что это
Права на различные результаты интеллектуальной деятельности могут быть личными неимущественными или временными исключительными. Государство позволяет защищать их от посягательства: присвоения, копирования, подражания, использования с целью получения прибыли. Применительно к бизнесу речь идет о различных средствах индивидуализации и уникальных наработках, обеспечивающих успех предприятия.
Такая защита предполагает комплекс мер, которые закрепляют права, например, на товарные знаки или рецептуры, позволяют вносить их в официальные реестры и отстаивать при необходимости, в том числе, в суде, с требованием компенсаций возмещения ущерба и недополученной прибыли.
Зачем бизнесу нужна защита интеллектуальной собственности
Как мы уже обозначили выше, это позволяет снизить вероятность недополучения прибыли из-за того, что другое предприятие пользуется нашими результатами интеллектуального труда. Это может быть заимствование логотипа, названия, узнаваемой мелодии, уникальной упаковки и многое другое.
Кроме того, так бизнес заботится об имидже, своем месте на рынке, выгодной позиции среди конкурентов. Бывает и такое, что другое предприятие позаимствовало чужой товарный знак и сразу зарегистрировало его. В выигрыше тогда окажется тот, кто раньше был внесен в реестр и получил соответствующее свидетельство. Компания, которая изначально «владела» данным средством индивидуализации, потеряет долю рынка и, возможно, будет вынуждена сама заплатить компенсацию за использование не своего обозначения.
Защита интеллектуальной собственности: распространенные заблуждения
Некоторых из них мы уже коснулись. Стоит проверить себя на приверженность таким ложным идеям:
- «Наша компания очень маленькая, нам еще рано думать об этом». Позаботиться о такой защите лучше сразу, при создании предприятия. Даже небольшой бизнес приносит доход – зачем его делить с кем-то другим? Сегодня кофейня приняла первые заказы, а завтра под тем же лого откроется ресторан, который переманит себе часть клиентов. Да и растет иногда бизнес гораздо быстрее, чем кажется.
- «Это неоправданные траты, которые, возможно, никогда себя не оправдают». Вероятность того, что вложения в регистрацию бренда принесут свои плоды, есть всегда. Может повезти или нет. Зачем рисковать, если можно потратить всего несколько десятков тысяч рублей на защиту от такой вероятности? Это не такие дорогие процедуры, как может показаться. Потери однозначно будут гораздо весомее инвестиций.
- «У нашего бизнеса нет интеллектуальной собственности». Такого не может быть. Интеллектуальная собственность есть у любого предприятия с момента его открытия, будет ли это онлайн-магазин, сервисный центр, столовая или частное городское СМИ. Ниже обозначим основные объекты, которые можно защищать.
Какую интеллектуальную собственность можно защитить
Это могут быть:
- Товарный знак, название.
- Фирменный стиль, лого и цвета.
- Домен сайта.
- Патенты на промышленные образцы, изобретения и полезные модели.
- Авторский контент (фото, тексты, архитектурные и дизайнерские проекты).
Кроме того, при комплексной защите интеллектуальной собственности важно не забывать про коммерческую тайну. Сюда включаются, например, такие моменты, как:
- Базы клиентов и партнеров.
- Предложения для заказчиков, включая скидки и другие условия.
- Маркетинговые, мерчандайзинговые и продажные стратегии.
- Условия найма и мотивации персонала, сотрудничества с арендодателями.
- Программы лояльности.
- Схемы снижения издержек.
- Система обучения и найма персонала.
- Скрипты и сценарии взаимодействия с клиентами.
- Стратегии вывода новых продуктов на рынок.
- Рецептуры, химический состав товаров.
- Коды и алгоритмы ПО.
Составные элементы комплексной защиты интеллектуальной собственности
Среди процедур обязательно должны быть:
- Регистрация товарного знака, фирменного наименования, домена.
- Оформление договоров со всеми авторами (для отчуждения прав).
- Тщательное прописывание данных, которые нельзя разглашать, а также обозначение ответственности за это. Указывается в договорах с сотрудниками, партнерами.
Проще всего сделать это с помощью юристов, понимающих все тонкости работы с интеллектуальной собственностью. Здесь помогут, например, специалисты юридической фирмы «Городисский и Партнеры».