Балет «Щелкунчик» - история создания и постановок

Для большинства зрителей балет «Щелкунчик» - это яркий, как новогодний шар, легкий и нарядный спектакль. Однако создавался он непросто. Балет-долгожитель любим во всем мире, имеет много вариантов постановки.

Долгий путь к признанию

В 1890 году руководитель Императорских театров Иван Александрович Всеволожский решил поставить на сцене Мариинского театра в Петербурге оперу и балет в один день. С предложением написать музыку к постановкам он обратился к Петру Ильичу Чайковскому. Оперой стала «Иоланта», а балетом – «Щелкунчик».

Легкая, чарующая музыка создавалась сложно. Великий композитор признавался в письмах близким, что с трудом примиряется с сюжетом.

Считается, что в основу либретто положена сказка немецкого писателя Теодора Амадея Гофмана. Это не совсем так. В основу сюжета балета легла адаптация сказки Александром Дюма. Если бы либретто создавалось по произведению Гофмана, спектакль получился бы мрачным и даже зловещим.

Сцена из балета

В первоначальный вариант сюжета было включено немало деталей, связанных с Францией, даже костюмы планировалось создавать в духе моды революционной страны. В итоге в окончательном варианте музыки остались лишь мотивы французских песен.

Знаменитый Мариус Петипа написал либретто, план балета с экспозицией, но хореографом предложит стать своему ученику Льву Иванову. Премьера «Щелкунчика» состоялась 18 декабря 1892 года в один вечер с «Иолантой».

Критика и зрители приняли балет неоднозначно. Писали, что музыка сложная и даже слабая – балет для тех, кто любит пряники и не боится мышей. Творение П.Чайковского не нравилось Петипа, приверженцу стандартных музыкальных и пластических решений.

Постановка Льва Иванова, несмотря на холодные первоначальные отзывы, имеет много достоинств:

  • Заложена традиция привлекать в «Щелкунчик» юных танцовщиков. Главные роли исполнили воспитанники театрального училища Станислава Белинская и Сергей Легат.
  • Впервые были исполнены знаменитые танцы – «Вальс цветов», «Танец Феи», «Вальс снежинок».
  • Сложную партию с 16 фуэте «Вальс Феи» исполняла Антониетта Дель-Эра.
  • прозвучал уникальный инструмент челеста, ее звук напоминает звон хрусталя.

В России балет в постановке Л. Иванова ставился до 20-х годов прошлого века. В настоящее время оригинальная постановка утрачена, хотя делаются попытки ее восстановления.

Детские мечты и мрачные мотивы

«Щелкунчик» на протяжении десятилетий остается любимой новогодней сказкой во всем мире, имеет множество оригинальных постановок.

В России самыми популярными являются:

  • Версия Юрия Григоровича идет на сцене Большого театра с 1964 года, в основу положена постановка М.Петипа.
  • В Мариинском театре любимой постановкой стала работа хореографа Василия Вайнонена. Спектакль поставлен в 1934 году, он более ориентирован на юных зрителей – нежный, с плавными танцами, розовыми костюмами.
  • В Мариинском театре идет постановка Михаила Шемякина. Он является автором костюмов, декораций, режиссером, сценаристом. Балет для любителей, поскольку в спектакле атмосфера совсем нерадостная.

Мышиный король и Щелкунчик

Русский балет любят во всем мире

Балет П.И.Чайковского любят во всем мире, особенно много он ставится накануне Нового года и Рождества. Лидером по количеству постановок является США. Популярен «Щелкунчик» за океаном и в Европе во многом благодаря русским хореографам:

  • Джордж Баланчин в 1954 году познакомил с русской сказкой жителей Нью-Йорка. В основу постановки он взял хореографию М.Петипа, добавил свои танцевальные элементы.
  • В 1967 году на сцене «Ковент–Гарден» Рудольф Нуриев поставил экспериментальный балет. Либретто Петипа хореограф дополнил мрачноватыми готическими сюжетами.
  • В 1976 году Михаил Барышников в Американском театре балета исполнил роль Щелкунчика, сам выступил хореографом спектакля.

«Щелкунчика» обожают не только зрители во всем мире. Его любят хореографы, исполнители. Как признался один из танцовщиков, он – взрослый человек с реалистичными взглядами на мир, участвуя в балете, погружается в мир сказки, превращается в ребенка, верящего в чудеса.

Одну из постановок балета Щелкунчик в редакции Гедиминаса Таранды в Москве можно увидеть благодаря театральному агентству «Арт-Партнер», организовавшему выступления коллектива «Имперского русского балета».